RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook

Прокуратура информирует















Можно ли в случае болезни вернуть деньги, потраченные на билет в музей?

С 3 октября 2020 года организациями исполнительских искусств и музеями должен быть утвержден свой порядок возврата билетов.

Постановлением правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1491 утверждены «Правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения» (далее – Правила).

Новый порядок возврата билетов не может предоставлять посетителю зрелищного мероприятия меньше прав и устанавливать менее благоприятные условия возврата билетов, чем это предусмотрено Правилами, утвержденными Правительством РФ.

Теперь, для того чтобы вернуть билет, посетителю потребуется подать продавцу заявление о возврате билета и возмещении денег. В зависимости от причин отказа присутствовать на мероприятии (например, болезнь посетителя).

Заявление должно содержать согласие на обработку персональных данных. В случае обращения к продавцу напрямую, необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий личность. К заявлению прилагается оригинал неиспользованного билета. В случае с электронным билетом потребуется его распечатанная копия, а также копия чека.

На решение о возврате денег продавцу отведено 10 дней со дня приема заявления и других документов, комплект которых отличается в зависимости от причин отказа. В необходимых случаях срок может быть продлен.

Зрители, не попавшие на мероприятие из-за своей болезни, смерти члена семьи или близкого родственника, смогут вернуть полную стоимость билетов даже при подаче заявления в день проведения мероприятия. В других случаях сумма возврата зависит от количества дней, которые остались до проведения мероприятия.

Может ли страховая компания вернуть заемщику часть страховой премии, если последний полностью погасит потребительский кредит или заем?

Федеральным законом от 27.12.2019 № 483-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе), нормы которой будут применять к договорам страхования, заключенным после 1 сентября 2020 года.

Теперь, в случае если заемщик досрочно и полностью погасит потребительский кредит или заем, страховая компания должна будет вернуть ему часть страховой премии. Обязанность возникнет, если одновременно будут соблюдены следующие условия:

- заемщик является страхователем по договору добровольного страхования, который обеспечивает исполнение кредитных или заемных обязательств;

- им подано заявление о возврате части премии;

- не произошли события с признаками страхового случая.

Вернуть необходимо будет часть премии за период, когда страхование уже не действовало. Сделать это необходимо в течение 7 рабочих дней со дня получения заявления.

В случае, если заемщик будет застрахован, например, через банк, именно последний вернет деньги. Затем затраты кредитной организации возместит страховая компания.

За включение в договор условий, которые ущемляют права потребителя, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц от 1 тысяч до 2 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Какие существуют меры профилактики рецидивной преступности, связанные с незаконным оборотом наркотиков?

Статьей 72.1 УК РФ предусмотрено право суда при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию 
(ст.72.1 УК РФ).
За нарушение указанных требований штраф для граждан составит 
3-5 тыс. руб., для должностных лиц - 30-50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет, для юридических лиц -100-500 тыс. руб.
В случае если правонарушение совершено в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, штраф для граждан составит 
от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.
Закон вступил в силу с 16.12.2019, за исключением положений в части объектов (территорий) религиозных организаций, которые применяются 
с 1 мая 2020 года.

Обязанность пройти курс лечения от наркомании и токсикомании суд также может возложить на осужденного и при назначении условного наказания (ч.5 ст.73 УК РФ).

При решении вопроса о возложении на лиц, страдающих наркоманией, определенных обязанностей, либо об отсрочке наказания учитываются результаты судебной экспертизы, проведение которой является обязательным (то есть независимо от волеизъявления обвиняемого), если необходимо установить психическое и физическое состояние лица при наличии оснований полагать, что он является больным наркоманией.

В случае, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа вправе отменить наказание, несвязанное с лишением свободы и направить осужденного для отбывания наказания в исправительную колонию.

Имеется ли срок исковой давности в случае утраты корпоративного контроля над организацией?

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 3 сентября 2020 года № 307-ЭС20-209 отменены решения Арбитражных судов, ввиду ошибочного применения нормы права, регламентирующей срок исковой давности восстановления корпоративного контроля над организацией.

Так, участник общества потребовал восстановить свое право на долю в уставном капитале, пояснив что лишился ее из-за противоправных действий других участников.

Первой инстанцией указанный иск был удовлетворен, апелляцией напротив – отказано. Судом указано на пропуск двухмесячного срока, применяемого при оспаривании решений органов управления обществом. Такой подход поддержала и кассация.

Вместе с тем, судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации с указанными выводами не согласилась.

В описательно-мотивировочной части определения суд привел ссылку на статью 12 ГК РФ, разъяснив, что восстановление корпоративного контроля является одним из частных случаев восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Таким образом, на требование о восстановлении корпоративного контроля распространяется общий трехлетний срок исковой давности, при этом он исчисляется с момента, когда лицо, обращающееся за защитой, узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно данному положению, леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель

Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно - правообладатели, земельные участки).

Следует отметить, что правообладатель в течение двух лет со дня вступления в силу вышеуказанного Постановления или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.

Кроме того в Положении прописаны правила рубки лесных насаждений, а также запрет на противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.

Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.



Вопрос: Нашим предприятием осуществляется сброс сточных вод в водный объект на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Срок действия решения о предоставлении водного объекта в пользование истекает в декабре 2020 года. Возможно ли продлить срок действия вышеуказанной разрешительной документации?

Ответ: Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» в случае, если срок действия решения о предоставлении водного объекта в пользование заканчивается в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, то срок его действия автоматически продлевается на 12 месяцев.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.



Прокуратура Северо-Западного административного округа г. Москвы разъясняет положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части создания условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, и сообщает.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.

В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских поселений, городских округов, муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом законами субъекта Российской Федерации указанные вопросы местного значения могут быть сохранены за сельскими поселениями.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также отмечаю, что, исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 (далее - Правила N 649), устанавливаются порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Помимо этого, Правила N 649 применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2 Правил N 649).

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:

в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений;

в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил N 649)

Рубрика «Вопрос-ответ»

«Предусмотрена ли законодательством РФ ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов образования, спорта, здравоохранения и иных объектов массового пребывания людей?

Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнен статьей 20.35, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (кроме транспортной инфраструктуры и ТЭК) и объектов (территорий) религиозных организаций.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми с 2015 года по настоящее время, в частности, в отношении мест массового пребывания людей, объектов образования, культуры, спорта, здравоохранения и др.

Данной статьей предусматривается также ответственность за воспрепятствование деятельности лица, отвечающего за антитеррористическую защищенность объектов (территорий).

Прокуратура Северо-Западного административного округа г. Москвы разъясняет ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена административная ответственность. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются установленные законом обязанности родителей, иных законных представителей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Согласно ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 80, ст. 63, 64 Семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны обеспечивать содержание, воспитание и образование, защиту прав и интересов детей. Они обязаны заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования и создание условий для получения среднего (полного) образования, а также защищать права и интересы своих детей.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел, а также члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних.

Административное правонарушение, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток

«Прокурор разъясняет»:

Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним

В соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания несовершеннолетним не допускается.

Ответственность за неисполнение вышеуказанного требования предусмотрена ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Так, п.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ установлено, что за продажу алкоголя подростку граждане (продавцы) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей. Должностному лицу (директору магазина) грозит штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей. Юридическое лицо (магазин) может быть привлечено к административной ответственность за такой проступок в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс. рублей.

В случае если продажу алкоголя продавец совершает неоднократно, то он может быт привлечен к уголовной ответственности с назначением наказания в виде штрафа от 50 до 80 тыс. рублей либо в виде исправительных работ сроком до 1 года.

«Прокурор разъясняет»:

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 20.07.2020 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому обвиняемые в тяжких преступлениях лишены права на рассмотрение уголовных дел в отношении них в особом порядке.

В текущей редакции: по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести обвиняемый вправе заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке.

В соответствии со ст. 4 УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, уголовное дело, назначенное к рассмотрению судом в особом порядке, будет рассматриваться в том порядке, в каком было назначено.

Указанное также вытекает из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2010 № 8-П, согласно которой «субъективное право обвиняемого на рассмотрение его дела определенным составом суда, к подсудности которого оно отнесено законом, основанное на предписании ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, возникает с момента принятия судом решения о назначении уголовного дела к слушанию, вынося которое суд руководствуется процессуальным законом, действующим во время принятия данного решения».

При рассмотрении дела в особом порядке суд не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. При этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был опубликован 20 июля 2020 года на портале pravo.gov.ru.